Николай Карасев: выставочная отрасль сегодня переживает ренессанс

Николай Карасев: выставочная отрасль сегодня переживает ренессанс

Пандемия внесла свои коррективы в выставочную отрасль: 2020-й год стал беспрецедентным периодом повсеместной отмены выставок, в том числе, и в России. Запреты и ограничения понемногу идут на убыль, оставляя после себя новую реальность и подарив новый опыт всем участникам выставочной деятельности – и организаторам, и экспонентам, и посетителям. Какие изменения претерпела российская ивент-индустрия? Как отразилась пандемия на трендах, принципах и основах выставочной деятельности? Мы поговорили об этом с основателем консалтингового агентства «ЭкспоЭффект», организатором и ведущим практических семинаров «Эффективное участие в выставках», автором книги «Экспология» Николаем Карасевым.

– Как отразился уход в онлайн на выставочной деятельности? Имеет ли это последствия?

– Уход в онлайн был вынужденной мерой. Ввиду отсутствия возможности вживую побывать на реальных выставках и организаторы, и компании стали искать альтернативу. Но как только стало возможно проводить выставки, тут же пошли заявки от экспонентов.

Ряд компаний, преимущественно иностранных, по понятным причинам до сих пор не могут участвовать в выставках, но при этом плотность потока посетителей выросла. То есть плотность посетителей на одного экспонента повысилась – теперь на одного экспонента приходится даже больше посетителей, чем в допандемийные годы. Это первый вывод и первый показатель в пост-кризисной выставочной деятельности.

Второе: на выставках остались самые сильные, самые мотивированные, самые активные игроки рынка. Что касается посетителей, на выставки теперь приезжают самые заинтересованные, самые платежеспособные клиенты. Те, у кого есть бизнес-задачи и, главное, возможности эти бизнес-задачи решать. На выставки приезжают «сливки» целевой аудитории, «передний край» клиентской аудитории отраслевых рынков.

Первые отраслевые выставки 2021 г. показали, что среди посетителей большой процент тех, кто уполномочен принимать решения, их число повысилось на 10–15 процентов. Произошли значительные изменения: в частности, некоторые цепочки поставок разрушились, и компаниям требуются новые партнеры и новые поставщики. На фоне отсутствия конкурентов из иностранных компаний все внимание посетительской аудитории достается тем, кто в выставках участвует.

А третий фактор – появление новых клиентов. Многие экспоненты подтверждали, что встретились с посетителями из дальних регионов, представителями компаний, которых они раньше не знали. На рынках появились новые игроки, новые клиенты, и компании-экспоненты получили прямую связь.

Опросы участников отраслевых выставок показали, что экспоненты полностью удовлетворены результатами, которые в итоге они получили от выставок 2021 г. Поэтому, можно сказать, что выставки переживают ренессанс.

– Выставка «Мебель» пройдет в ноябре. Как вы считаете, все эти наметившиеся тенденции сохранятся, разовьются, или, может быть, этот процесс придет к завершению?

– Думаю, что так или иначе этот тренд сохранится на весь 2021 год и начало 2022-го. Это совершенно точно. Следующий виток выставочной активности будет связан с открытием границ и с возможностью участия в выставках иностранных компаний. Как только иностранные компании получат возможность приезжать в Россию, они тут же начнут это делать. Соответственно, состав экспонентов расширится, и посетители с новым желанием начнут ходить на выставки. А раз посещаемость будет высокой, то и желание участвовать в выставках будет тоже высокими, как и результаты.

– Уход в онлайн дал возможность говорить о таком понятии, как гибридизация выставочной отрасли. Есть мнение, что часть онлайн-форматов сохранится и в будущем, так как они дают возможность увеличить аудиторию за счет расширения географии. Как вы думаете, есть будущее у этого понятия?

– Я думаю, что в первую очередь гибридизация коснется деловой программы выставочных мероприятий. Все уже поняли, что спикерам не обязательно приезжать вживую, чтобы достойно выступить. И главное – аудитория приняла такой формат. Если раньше, до пандемии, когда было известно, что спикер не приедет, а будет вещать с экрана, это вызывало недоумение, и интерес к такому выступлению был ниже, чем к выступлению спикера вживую, то сейчас эта разница не существенна. В пандемию люди привыкли к спикеру, говорящему с экрана монитора. Поэтому в плане насыщенности деловой программы гибридизация выставок совершенно уместна, и это будет происходить. Это отлично и замечательно.

– Какой совет вы можете дать экспонентам выставки «Мебель»?

– Главное – не бояться участвовать, выходить на выставку смело. Сегодня есть все основания получать на выставках больше, чем раньше. Ну и, конечно, подходить к выставочному процессу осознанно и системно. Об этом мы говорим на семинарах, и об этом я говорю в своей книге. Обязательно перед участием в выставке лучше посетить один из семинаров, которые проходят в «ЭКСПОЦЕНТРЕ». Для участников выставки «Мебель» они проводятся на открытой основе, бесплатно.