Мебельной отрасли необходима поддержка государства на внутреннем рынке

Мебельной отрасли необходима поддержка государства на внутреннем рынке

В рамках деловой программы выставки «Мебель» одной из главных тем, безусловно, станут меры государственной поддержки по решению ряда проблем, связанных с поставками древесных плит, запчастей, фурнитуры, а также с падением объемов продаж. На прошедших в сентябре отраслевых мероприятиях Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) обозначила эти проблемы и предложила варианты решений.

«В начале этого года мебельная промышленность чувствовала себя более-менее уверенно за счет роста цен, даже в какой-то момент опережая предыдущие годы, – отметил генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов на специальной сессии на выставке «Лесдревмаш». – Строительство жилья также являлось локомотивом для развития мебельной промышленности. Но начиная с мая 2022 года производство неуклонно сокращалось по отношению к 2021 году. При этом темпы падения увеличивались ежемесячно, достигнув в июле 16%».

На общие цифры, безусловно, влияет ситуация в смежных отраслях, в частности, в производстве плит, которое дорожает и сокращается. На выставке «Лесдревмаш» специалисты рассказали, как проблемы в плитном и фанерном производстве отражаются на мебельной отрасли.

«Из-за санкций у компаний лесопромышленного комплекса выросли логистические расходы, – сказал Тимур Иртуганов. – Многократно выросла стоимость доставки товара. Выпуск ДСП сокращается три месяца подряд. Необходимы срочные меры господдержки. Кроме того, для отечественных предприятий закрылись полностью или частично важнейшие экспортные направления. Так, было потеряно свыше 60% традиционных рынков сбыта, и в ближайшие месяцы ожидается дальнейшее снижение продаж. Мы теряем экспортные рынки, в том числе по СНГ – Казахстан, Узбекистан. В этой связи очень важен внутренний рынок, который этой осенью просел. Наиболее грустная ситуация – с производством фанеры, обусловленная тем, что исторически это наиболее экспортно ориентированная отрасль. Необходимо начинать поиск путей, предлагать различные варианты, выходить на новые рынки – Турции, Индии».

Серьезной проблемой являются поставки запчастей и комплектующих, и здесь также остро встает вопрос импортозамещения. И этот вопрос не решить без помощи государства.

«Не секрет, что у нас 97–98% мебельной фурнитуры произведено за границей, – отметил руководитель АМДПР. – Сегодня мебельщикам удалось переориентироваться с Европы на Азию, но это не решает проблему в целом. Россия – один из крупнейших производителей металла в мире, казалось бы, можем целиком обеспечить металлом все смежные отрасли. Но мы настолько экспортно ориентированы, что даже речи не идет, чтобы пересмотреть цены на внутреннем рынке. Стоимость металла на российском рынке выше, чем на внешнем. Наши мебельщики вынуждены покупать фурнитуру, сделанную из российского металла, за границей в 2,5 раза дороже».

Правда, есть и обнадеживающие примеры: компания «Аристо» этой весной сумела полностью локализовать производство металлических комплектующих для гардеробных систем, и сейчас они на 100% изготавливаются на территории России.

Сегодня ведущие игроки на рынке мебельного и деревообрабатывающего оборудования активно ищут и находят альтернативные каналы поставок и тестируют их, чтобы определиться с ценой и сроками логистики.

Еще одно предложение, которое в начале осени выдвинула ассоциация, – ввод заградительных пошлин в размере 60% на ввоз мебели и сырья для ее изготовления из недружественных стран и 10% – из остальных.

В начале 2022 года доля импорта мебели составляла 41% от общего объема продаж в стране, весной она упала до 30%. В основном продукция ввозится из стран ЕС и Китая. Сегодня российская мебель полностью запрещена к ввозу в страны ЕС, из-за чего отрасль несет убытки, поскольку на складах простаивает готовая продукция, предназначенная для европейских рынков. Необходим симметричный ответ в виде если не запрета, то по крайней мере пошлинных ограничений.

«Российская мебель ни по дизайну, ни по качеству продукции, гарантийным срокам, использованию материалов, ни по технологичности не уступает ведущим западным образцам. Объемы производства позволяют легко насытить весь внутренний рынок, и еще останется для экспорта», – подчеркнул генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР Александр Шестаков.

Для мебельщиков сегодня крайне важно получить стабильность на внутреннем рынке. Ввод заградительных пошлин для зарубежных компаний может стать одной из действенных мер помощи российским производителям сохранить и развить свой бизнес.