Наталья Пекшева: чтобы быть лидером, надо быть инноватором

Наталья Пекшева: чтобы быть лидером, надо быть инноватором

Наталья Пекшева: чтобы быть лидером, надо быть инноваторомЭтой осенью одной из старейших компаний отрасли – мебельной компании «Аметист» исполнилось 25 лет. За четверть века она превратилась в крупный холдинг, клиентами которого сегодня являются более 3 000 производителей мягкой и корпусной мебели из 50 регионов России. На ноябрьской выставке «Аметист» продемонстрирует эксклюзивные новинки материалов и комплектующих для производства мебели. И – главная интрига сезона – объявит победителей конкурса в области промышленного дизайна ARTLIGA! Мы попросили соучредителя и управляющего партнера компании Наталью Пекшеву подробнее рассказать об этих событиях.

– Нам столько лет, сколько самой российской отрасли. Как любой бизнес, который родился в 90-е, мы поначалу развивались интуитивно. Изначально это была торговая компания, импортирующая ткани, затем занялись мебельным поролоном. Одновременно выстраивались отношения с интересными клиентами и разрабатывались новые ниши. Так получилось, что «Аметист» дал старт нескольким производственным компаниям. Сегодня это довольно крупное образование, связанное клиентскими, производственными отношениями.

Когда ты начинаешь работать «в чистом поле», каким в начале 90-х была мебельная отрасль, перед тобой открываются сотни тем и направлений. Только выбери и действуй! Так мы и поступали. Заинтересовались механизмами, которые поначалу импортировали, а затем стали собирать здесь, а еще через некоторое время построили фабрику.

Похожая история произошла с фурнитурой. Сначала стали дистрибуторами зарубежных марок, изучили тему досконально, а через несколько лет разработали свою торговую марку JET. Я ее инициировала, потому что наступил такой момент, когда европейские известные марки стали массово производить продукцию в Китае, затем она транспортировалась обратно в Европу и только потом к нам. Возникла логичная мысль, что не стоит российским мебельщикам таким сложным и дорогим путем получать продукт. Что мы сами можем наладить разработку и производство, разумеется, под нашим строгим контролем. Мы объехали сотни китайских производств, нашли фабрики, которые отвечали нашим требованиям. Довели продукцию до необходимого уровня, не хуже той, которую мы импортировали из Европы. И запустили ее на наш рынок по ценам существенно ниже европейских аналогов.

– Большинство клиентов все же знают «Аметист», прежде всего, как производителя и поставщика мебельных тканей. Что для Вас как для руководителя стало самым значительным за эти годы?

– Наверное, то, что наши коллекции – уникальны и являются собственностью «Аметиста». Это очень важный итог 25-летия – когда «Аметист» превратился в узнаваемый бренд, за которым авторитет и качество. Алгоритм успеха тот же: начинали как импортеры, изучили тему, а потом стали производить сами. Разработали свои дизайны, составы тканей, колористические карты и запустили производство таких тканей, которые по менталитету подходят российскому покупателю. Сегодня наши ткани – визитная карточка «Аметиста», они становятся украшением любого интерьера.

Следующим этапом стало принятие решения о собственной мебельной фабрике. Дело в том, что наши идеи опережали реальность. Мы, например, давно хотели сделать диван со встроенным usb-портом, но наши партнеры недоуменно пожимали плечами: «Зачем это нужно?» Любые инновации сложно и долго внедрять, если у тебя нет прямых рычагов управления. Поэтому возникла идея самим создать полный производственный цикл. Так фабрика Rival вошла в наш альянс.

Еще через два года мы поняли, что производство – это хорошо, но нам нужно чувствовать конечного потребителя, ощущать динамику спроса. Значит, нам нужна своя торговая сеть. И у нас появилась розничная сеть – «Цвет диванов». На тот момент эта торговая компания находилась в кризисе, мы реструктуризировали все долги, провели ребрендинг, изменили формат. Сегодня сеть салонов мягкой и корпусной мебели «Цвет диванов» – одна из крупнейших в России по продаже мебели, насчитывает 180 торговых точек по всей территории страны.

– Этот букет успешных бизнес-задач «Аметиста» был бы неполным без еще одного проекта – конкурса дизайна ARTLIGA. В этом году впервые его итоги будут подведены на нашей выставке. А зачем он Вам нужен, что он дает?

– Это действительно целиком моя инициатива и… мой источник вдохновения. Встречаясь с коллегами на выставках и форумах, мы обычно апеллировали к западным образцам, восхищаясь тем, что видели в Милане или в Париже. Но и у нас в последние годы появились интересные дизайнеры, креативные идеи. И не только на уровне идей! Есть теперь и технологи, и оборудование хорошее, которое позволяет сделать мебель, достойную самых лучших европейских подиумов. Но мы их не видим, не знаем, недооцениваем. Поэтому я предложила организовать этот конкурс, который позволяет выделить лучших профессионалов мебельного дизайна, которые создают оригинальные, стильные образцы мебели, реализованные в серийное производство и соответствующие мировым стандартам.

На выставке «Мебель-2017» мы представим стенд с продукцией победителей, на котором можно будет посмотреть образцы – эталоны для отрасли в 2018 году. В этом году мы получили порядка 250 заявок. Есть там и лидеры отрасли, крупные фабрики, есть и молодые стартапы. Конкурс проводился по нескольким номинациям – «Корпусная мебель», «Мягкая мебель», «Кухонная мебель» и «Офисная мебель».

В жюри мы привлекаем авторитетных представителей российской мебельной отрасли и известных зарубежных дизайнеров, потому что стремимся к тому, чтобы это была не локальная российская история, а чтобы она соответствовала международному уровню. В этом году к нам приезжал известный датский дизайнер, вдохновивший меня неимоверно, – Борис Берлин, звезда мирового уровня. Его образцы мебели выставлены в лучших музеях мира. Его мастер-класс оставил глубокое художественное впечатление, хотя я проводила и видела их немало.

Конкурс ARTLIGA невероятно вдохновляет, заставляет подняться над рутинной работой, по-новому взглянуть на привычные вещи. Мне неинтересно заниматься продукцией, у которой исключительно утилитарные функции – лежать или сидеть. Мне интересно придумывать и инициировать что-то новое. Так, например, я поддержала идею внедрения металлического каркаса в мягкую мебель, и, благодаря поддержке и высокому спросу со стороны покупателей, теперь формируется новый стандарт производства диванов. Наши маркетинговые аргументы оказались и в прямом, и в переносном смысле железными: мы сделали диван «в разрезе» – наполовину металлический, наполовину уже готовый, чтобы было видно, что у него внутри, и в анимационном ролике убедительно показали преимущества металлического каркаса. И наши продажи резко идут вверх.

Чтобы быть лидером, надо постоянно двигаться за счет инноваций. Одна инновация не сделает бизнес. У нас, к счастью, много идей, и некоторые из них можно будет увидеть уже в следующем году!

Продолжение разговора с Натальей Пекшевой в следующем выпуске дайджеста «Мебель-2017».