Игорь Сурин: необходимо оперативно встраиваться в процессы мировой интеграции и отвечать вызовам времени

Игорь Сурин: необходимо оперативно встраиваться в процессы мировой интеграции и отвечать вызовам времени

Сегодня АО «Русская кожа» – не только самый современный кожевенный завод в России, но и крупнейшее предприятие такого профиля в Европе. Рязанский кожзавод – крупнейший в Российской Федерации производитель кож для обуви, мебели, одежды и галантереи, автомобильных, авиационных кож для нужд ОПК, а также СИЗ. На долю предприятия приходится 35% производства кож в России. О том, как в современных экономических реалиях удается удерживать столь высокую планку, в преддверии 100-летия предприятия рассказал председатель Совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин.

В 1916 году в Рязани на территории бывшей Троицкой Слободы появился небольшой кожевенный завод. С этого полукустарного производства, на котором трудились всего 70 рабочих, и началась история одного из ведущих кожевенных предприятий Восточной Европы – Рязанского кожевенного завода.

Преемственность традиций

– В свое время купцы занимались производством кожи и даже достигли больших результатов, – рассказывает Игорь Сурин. – Кожа, выделанная на российских предприятиях, ценилась во всем мире и занимала немалую долю в бюджете России.

Сегодня самое сложное – удержать такую высокую планку. Современный потребитель предъявляет другие требования. Кожа должна не просто выполнять свои функции как материала, но и быть яркой, интересной, расцветки должны удивлять и при этом сохранять свою натуральность. Модные дома и дизайнеры активно используют кожу в своих коллекциях, при этом требуется, чтобы кожа была доступна массовому потребителю. Совместить модный натуральный материал с его индустриальным выпуском не так просто.

Для устойчивости производства и сглаживания сезонного потребления крупному предприятию очень важно поставлять продукцию на разные рынки. Безусловно, самым важным и перспективным рынком остается Россия, поэтому не менее 50% продукции идет на отечественные предприятия. Но и рынок стран Таможенного союза, Европы и Азии занимает немалую долю. Нашу продукцию используют более 400 компаний России, Италии, Португалии, Испании, Франции, а также Индии, Китая и других стран Азии. Работа с брендовыми компаниями обязывает нас соответствовать всем муниципальным стандартам и сотрудничать с организациями, занимающимися исследованиями и технологическими разработками, такими как SATRA, BLC и др.

Было время, когда мы не только отставали, но и были разрушены все промышленные связи, людей распустили, завод законсервировали. Но уже в 1996 году, это 20 лет назад, мы завод восстановили, полностью обновили оборудование, обеспечили набор и обучение персонала. С гордостью могу сказать, что сегодня на заводе работает более 1 500 квалифицированных специалистов, из кожи, произведенной нашим предприятием, шьют сумки и обувь известные торговые марки и дома моды – все это результат колоссальной работы.

Мы ставим себе в особую заслугу: первое – не всякое ремесло становится индустриальным; второе – не каждый бизнес сохраняется столетиями, а ГК «Русская кожа» удалось сохранить кожевенное производство; третье – не каждый бизнес становится лидером в отрасли, а нам удалось создать в Рязанской области и в России высокоиндустриальное предприятие, которое является лидером в своей отрасли.

Интеграция производства: соответствие мировым трендам

– Сегодня требования рынка таковы, что нельзя находиться только на локальной территории, необходимо интегрироваться в мировое пространство. Мы начали эти процессы еще до того, как Россия вступила в ВТО, сработали на опережение. Профессионально предугадывая требования рынка и времени, понимая, что процесс мировой интеграции, глобализации идет и предприятие должно отвечать вызовам времени, необходимо оперативно встраиваться в эти процессы.

Поэтому нашей командой было принято решение для начала активно участвовать в зарубежных отраслевых выставках. Именно через выставочную работу, через понимание мировой конъюнктуры, через понимание наших слабых мест стала очевидной необходимость расширения ассортимента, освоения современных передовых технологий, освоения искусства представлять товар.

Нам пришлось все это осваивать. Важно соответствовать мировым тенденциям, необходимо знать и чувствовать потребителя. Без этого никак. И, чтобы все перечисленное оперативно осваивать и внедрять, на предприятии была открыта школа. Это совершенно новое, качественное обучение профессии современного кожевенника. Школа готовит рабочих, мастеров и маркетологов, специалистов по продвижению.

Очень скоро мы поняли, что для того чтобы сократить расстояние до потребителя, необходимо и в других странах открывать производства неполного цикла. «Русская кожа» открыла усеченные производства в Китае, став привлекательной для азиатских компаний, которые производят изделия не только для азиатского, но и американского рынков. Следующим шагом стал выход на европейские рынки. В Европе мы также открыли свое производство, одновременно став ближе к передовым технологиям.

Новый этап развития – российские регионы. Производство в Алтайском крае

– Если взять Сибирский регион или Алтай, то эти территории находятся значительно дальше от центральной части, чем Европа от Москвы. Поэтому перед нами и встал вопрос, что на территории Сибирского федерального округа современное производство кожи отсутствует, логистика из центральной части страны приводила к большим издержкам, что не могло не сказаться на цене продукции. К тому же в СФО активно развивается животноводство, а это та отрасль, на которую завязано кожевенное производство и от которой мы напрямую зависим.

Выпуск кожевенных материалов на этом предприятии даст возможность запускать новые производства по изготовлению изделий из кожи (обувь, мебель, галантерейные изделия, одежда) и тем самым создавать добавочную стоимость на территории края и страны, а также выходить с конечным продуктом на рынки ЕАЭС, в Казахстан. Сибирь граничит с нашими партнерами по ЕАЭС, Казахстаном, в связи с чем и было принято решение о создании производства в Сибирском федеральном округе, в Алтайском крае.

В Алтайском крае активно развиваются программы по мясному и молочному скотоводству, поэтому к нам обратились из администрации края с предложением построить предприятие по переработке шкур. Состоялась встреча с губернатором Алтайского края Александром Карлиным, на которой обсудили возможность строительства, сошлись на том, что необходимо учесть и социальный фактор при выборе места. Поэтому решение было принято в пользу г. Заринска, который относится к разряду моногородов. Данный проект был одобрен и поддержан Минпромторгом России.

На единственном градообразующем предприятии в рабочих процессах задействованы в основном мужчины, а женщинам на работу приходится ездить в соседние населенные пункты, что негативно сказывается на социальной сфере и качестве жизни горожан. Надеемся, открытие завода «Русская кожа» позволит улучшить ситуацию и будет способствовать появлению новых точек роста города и региона в целом.

Уже можно спрогнозировать и то, что молодежь останется и демографическая ситуация будет меняться. Это даст рост сфере услуг, получат развитие малый бизнес, сфера строительства, изменится качество жизни людей. Напомню, что Правительством создана и эффективно работает программа развития моногородов.

Вот так строительство одного завода по переработке сырья кожевенного производства способно решать комплексные задачи в регионе. Новый завод, построенный в рамках программы опережающего роста, повлечет за собой создание и сопутствующих производств, предприятий по пошиву обуви, кожгалантереи, фурнитуры, развитие логистических складов, развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, всего, о чем я говорил выше, создание рабочих мест, причем это будут высокопроизводительные рабочие места. Это дальновидная политика развития регионов.

Возможности масштабного развития при государственной поддержке

– В последнее время Министерство промышленности и торговли РФ уделяет много внимания развитию отраслей легкой промышленности. Экспертами Министерства проводятся регулярные рабочие совещания, на которых мы обсуждаем направления развития, в том числе развития удаленных территорий, возможности размещения на этих территориях производств по переработке сырья.

Помимо этого ГК «Русская кожа» участвует в двух новых проектах по программам импортозамещения – это производство автомобильных кож. Замечу, что это достаточно сложное и ответственное производство, до этого на территории РФ подобных предприятий не было. Особенно воодушевляют принятые постановления об использовании отечественных материалов и отечественных товаров в госзакупках. К примеру, контракты на изготовление рабочей обуви. Благодаря поддержке Правительства, программам импортозамещения крупнейшие российские компании получили возможность масштабного развития, и мы с этими компаниями плотно сотрудничаем.

Сегодня для меня как руководителя современного инновационного предприятия процесс ускоренного развития технологий при поддержке Минпромторга России, постановлений Правительства получил дополнительный импульс. Чем лучше ты работаешь, тем больше тебе будут помогать, видя успехи и результаты этой помощи.

По материалам «ТПП-Информ: «Торгово-промышленные ведомости»