Кирилл Чебурашкин: мебельная отрасль России имеет хорошие перспективы развития
В преддверии выставки «Мебель-2017», главного события мебельной индустрии России, организаторы национальной премии «Российская кабриоль» представляют мнения ведущих экспертов отрасли – дизайнеров и производителей – о перспективах развития мебельной индустрии и мебельного промышленного дизайна. Своим видением ситуации поделился дизайнер, заведующий кафедрой «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова Кирилл Чебурашкин.
– Я считаю, что мебельная отрасль России имеет хорошие перспективы развития. Во-первых, запасов леса в России традиционно много и у нас все эффективнее учатся с ним работать. Во-вторых, всего из-за рубежа не привезешь (особенно сейчас). В-третьих, многие мебельные фабрики успели неплохо перевооружиться еще до начала последнего кризиса. В-четвертых, резкий спад покупательской активности подталкивает производителей отказываться от копирования зарубежных аналогов и заняться разработкой собственных оригинальных образцов и коллекций мебели в стремлении обеспечить себе конкурентное преимущество на рынке. В-пятых, подрастает и набирает силу новое поколение дизайнеров, производителей и бизнесменов, способных говорить друг с другом на одном языке без «переводчиков» и стороннего принуждения. В-шестых, в России отчетливо прослеживается тренд на развитие дизайн-ориентированных предприятий малого бизнеса, предлагающих уже сейчас серьезную альтернативу традиционным мебельным предприятиям (например, «Арх Поле»). Ну и, наконец, в преддверии надвигающихся последствий беби-бума начала 2000-х нетрудно предугадать рост спроса на детскую мебель, так как все строящиеся жилые дома, школы, детские сады и больницы должны быть чем-то и кем-то обставлены.
Являясь представителем государственной системы высшего профессионального образования в области дизайна мебели, считаю это направление стратегически важным как для страны в целом, так и для мебельной отрасли в частности, так как экспортный потенциал России, обладающий огромными лесными ресурсами и значительными мощностями по их переработке в этом секторе экономики очевиден. Ставка на повышение качества профессионального образования молодежи – залог успеха и отрасли и страны в будущем.
Тезис о том, что промышленный дизайн – это не свободное творчество, а инструмент повышения конкурентоспособности продукта, лежит в основе современного образовательного процесса. Нам понадобилось десять лет глобальных структурных реформ, чтобы развернуть дизайн-образование с проржавевших рельсов советского периода на современный путь развития мебельной отрасли, когда мобильность, интернациональный подход, техническая и маркетинговая грамотность дизайнера являются залогом его успеха на насыщенном конкурентном рынке.
В процессе реформ мы многое заимствовали у западных коллег по образовательному цеху – финнов, французов, голландцев и американцев. Активно изучали опыт ведущих отечественных дизайн-школ (СПбГХПА им. Штиглица, УралГАХА, МАМИ, Британка и т.д.). Что-то у нас приживалось, что-то нет. В результате в данный момент образование на нашей кафедре строится на трех китах:
- Дизайн-мышление (теоретические и практические курсы прикладной психологии, маркетинга и дизайн-проектирования).
- Высокотехнологичные мастерские (на данный момент наши мастерские укомплектованы практически всеми видами оборудования для прототипирования и производства мебели).
- Работа по реальным ТЗ заказчика (до 90% всех учебных заданий выполняется в сотрудничестве с производителями, ретейлерами, государственными учреждениями или по условиям крупнейших международных конкурсов).