Сергей Беднов: выставки помогут регионам развиваться быстрее

Сергей Беднов: выставки помогут регионам развиваться быстрее

Россия занимает седьмое место в мире по обороту выставочного рынка (800 миллионов долларов). При этом ее доля в общей площади выставочных центров мира всего лишь 2 процента. О том, почему развитию отрасли нужно придать новый импульс и как это сделать, рассказал председатель Комитета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» Сергей Беднов.

– Последние три года выставочному рынку, как и многим другим, пришлось непросто. Как Вы оцениваете итоги 2017 года?

– Действительно, с 2014 года отрасль находилась под влиянием понятных негативных факторов. Ухудшилась конъюнктура товарных рынков. Все это привело к падению по основным показателям в среднем на 17–18 процентов.

Однако в 2017 году выставочный рынок в целом стабилизировался. Выставки не терпят пустоты – на место иностранных компаний приходят российские. Основные выставочные показатели вернулись к прежним величинам. Например, у нас в «Экспоцентре» в прошедшем году состоялось 114 выставок и 903 конгрессных события. В них приняло участие более 28 тысяч компаний со всего мира и из всех регионов России. Они собрали почти полтора миллиона посетителей. Российский союз выставок и ярмарок подсчитал, что по итогам 9 месяцев 2017 года доля АО «Экспоцентр» на выставочном рынке России составила по площади нетто 16,7 процента, по количеству экспонентов – 12,8 процента.

Отмечу, что в минувшем году мы сконцентрировали свои усилия на развитии тех проектов, которые имеют стратегическое значение для российской экономики. Для нас это приоритет. Речь идет о выставках «Мебель», «Металлообработка», «Химия», «Нефтегаз», «Агропродмаш», «Фотоника. Мир лазеров и оптики», «Мир детства» и других.

Мы делаем не просто выставки, а выставочно-конгрессные мегафорумы, дополняя тематическую экспозицию развернутой деловой программой. Количество таких мероприятий в минувшем году увеличилось более чем на 20 процентов.

Международные отраслевые выставки «Экспоцентра» вновь подтвердили свое значение для реализации задач в области модернизации ключевых секторов экономики, внедрения передовых технологий, наращивания экспортных возможностей отечественных производителей. В целом могу с уверенностью утверждать: российский выставочный бизнес, значительной частью которого мы являемся, имеет колоссальный потенциал, а главное – общенациональное значение.

– Об общенациональном значении. Вы полагаете, что именно участие в выставках способно усилить позиции российских производителей?

– Безусловно. Важно понимать, что выставочная индустрия – особый сегмент в экономике. А в условиях антироссийских санкций и экономической нестабильности она приобретает еще большее значение. Выставки стимулируют производство и торговлю, рост экспорта, внедрение инноваций. Благодаря большим отраслевым выставкам рынки насыщаются новыми товарами и услугами. При этом эффективность участия в выставках с точки зрения маркетинга – одна из самых высоких для бизнеса по возврату вложенных средств. Это подтверждают и наши, и зарубежные исследования: 90 процентов компаний признают выставки важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений о закупках.

Но не только сами производители развиваются благодаря выставкам. Предлагаю посмотреть на эту сферу шире: развитие регионов невозможно без расширения внутрироссийской географии выставочной деятельности. Тут очень много аспектов – создание бизнеса и инфраструктуры крупных городов, увеличение прямых и косвенных поступлений в бюджеты всех уровней (от гостиниц, транспорта, ресторанов, сувенирной торговли) за счет притока посетителей выставок и, конечно, создание новых рабочих мест. Необходимость развития выставочного бизнеса для подъема местных экономик сегодня понимают руководители все большего числа регионов.

К сожалению, сейчас на Россию с нашими огромными масштабами, приходится всего 2 процента суммарной площади выставочных центров мира. Для США этот показатель достигает 20 процентов, для Китая – 15, Германии – 10. При этом налицо диспропорция в размещении выставочных площадей в стране, львиную долю которых занимают Москва и Санкт-Петербург.

– Что Вы предлагаете?

– Я давно говорю о том, что пора начинать строительство современных выставочных комплексов в регионах. Это могут быть проекты площадью до 10 тысяч квадратных метров и небольшие – скажем, до 5 тысяч квадратных метров в зависимости от экономического уровня развития региона. Но они должны быть во всех крупных городах. Уже есть позитивные примеры – Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар. Но этого недостаточно.

Убежден, говорить об эффективном продвижении новой конкурентной продукции в российские регионы в условиях, когда у нас нет современной выставочной инфраструктуры, невозможно. В кинотеатрах, на стадионах проводить серьезные выставки нельзя.

– Вы занимаете активную позицию по продвижению этой сферы национального рынка, руководите профильным комитетом Торгово-промышленной палаты. Что можно сделать и что делается для решения указанных Вами проблем?

– В первую очередь, необходимо решать их комплексно, что в данном случае невозможно без законодательного фундамента. В стране это понимают на высшем уровне. Еще в 2014 году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости принятия федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

Комитет Торгово-промышленной палаты провел большую работу, консолидировав позицию рынка и национальных интересов страны. Этот материал лег в основу законопроекта. Он позволит снять многие нерешенные вопросы, связанные с оказанием господдержки в виде субсидий российским предприятиям и компаниям на участие в выставках. Мы убеждены, что малый и средний бизнес особенно нуждается в поддержке такого рода.

Чтобы создать в регионах современную выставочно-конгрессную инфраструктуру, о чем я говорил ранее, необходимо разработать соответствующую федеральную целевую инвестиционную программу. В ней нужно использовать механизмы государственно-частного партнерства. Эти принципы уже заложены в утвержденной Правительством РФ Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, которая также была разработана при активном участии экспертов «Экспоцентра», ТПП РФ и Российского союза выставок и ярмарок.

Источник: «Парламентская газета»