Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Алексей Лопухин: синергия мебельных компаний – путь к усилению мебельной отрасли

Алексей Лопухин: синергия мебельных компаний – путь к усилению мебельной отраслиВ рамках форума директоров «Мебель как бизнес» неоднократно обсуждался вопрос создания Мебельного закупочного союза (МЗС). Этот федеральный коммерческий проект призван усилить разрозненных продавцов и производителей мебели и создать единый орган закупки, аналитики и продвижения. Суть проекта – в создании единого онлайн-центра заказов, поиска поставщиков и покупателей; его главная цель – объединить закупки торговцев для снижения цен от фабрик и снизить цены от поставщиков на материалы и комплектующие. О том, как происходит формирование МЗС в настоящее время, мы поговорили с его инициатором – генеральным директором и основателем компании «МИР. Мебель. Инвестиции. Ритейл», спикером глобального мебельного форума Алексеем Лопухиным.

– В современных условиях, в которых находится сегодня мебельный рынок, все чаще можно видеть самые разные примеры синергетического взаимодействия – от создания региональных гильдий мебельщиков до межотраслевых объединений предпринимателей. На каких преимуществах основывается идея создания МЗС?

– Самое важное преимущество – это возможность выгодных закупок для мебельщиков, как для мебельных фабрик, так и для торговых сетей. Идея в том, что мы объединяемся в единую закупку. И если мы не могли себе позволить купить раньше, допустим, евровинт за 20 копеек, а вынуждены были покупать за 2 рубля, то в рамках объединения у нас есть такая возможность. То есть мы можем покупать по тем ценам, которые может себе позволить только федеральная компания. Мы объединяемся, отправляем заказ поставщику – у поставщика есть определенные показатели, при каких объемах какие цены он дает.

– На предыдущем форуме директоров «Мебель как бизнес» вы говорили о том, что создание МЗС находится в завершающей стадии. Что происходит сейчас?

– Мы перешли в финальную стадию. Мы хотели, конечно, успеть к ноябрьской выставке запустить проект. Но сейчас мы видим, что не успеваем. Точка дедлайна, запуска проекта, по сути, – 1 февраля. В январе мы должны сделать окончательный тест. Но надеюсь, что с 1 февраля мы уже проект запустим.

– При очевидных преимуществах проекта для всех игроков мебельного рынка его создание вызывает трудности. В частности, вы говорили о сложностях с инвестициями в проект. Что именно тормозит процесс?

– Мы надеялись, что, когда предложим идею мебельщикам, все подхватят и захотят участвовать в этом проекте. По факту ее подхватили с удовольствием, но мебельщики – народ недоверчивый. Они говорят: «Вы сначала откройте, запустите проект и только потом мы начнем участвовать как инвесторы». Мы говорим: «Вы же понимаете, что когда проект запустится, то там уже будут совершенно другие условия, не такие выгодные, как сейчас». Они отвечают, что это не важно. Пусть там будет дороже. Главное – запустить проект, чтобы можно было увидеть, что он работает. То есть интерес есть, но рисковать никто не хочет. Это первое.

Второе. Мы пытались обратиться к известным инвестиционным фондам, но выяснили, что на данный момент у них кризис. Все работают на заграницу, и мы стали понимать, что это тоже не выход, и решили делать пока в мини-формате – «тестить». А дальше можно либо использовать внутренние ресурсы, частных инвесторов, либо привлекать венчурные фонды. Будем смотреть уже по ситуации. Но на самом деле я немного в мебельщиках разочаровался. По-видимому, многие из них инвестициями не очень активно занимаются, поэтому для них это непонятое направление.

– Вы говорили о планах запустить к началу выставки «Мебель-2019» экспериментальную площадку – упрощенную модель МЗС. Удастся? Успеете?

– К выставке «Мебель-2019» уже не успеем. То, что мы сделаем для начала, к 1 февраля, будет упрощенной площадкой. То есть из тех восьми услуг, которые мы предлагали, запустим две основные. Это, соответственно, совместные закупки и аукцион, когда можно играть на понижение или на повышение. Ну и объединяющая составляющая. А уже все остальные услуги мы сможем добавлять в рамках другого проекта.

– Одной из целей проекта вы называете создание готового канала сбыта для мебельных фабрик и поставщиков комплектующих для обеспечения регулярного объема продаж. Чем это отличается от миссии, которую избрал и продвигает Центр закупок сетейтм?

– Надо понимать, что мы планируем объединить не только мебельные фабрики, поставщиков комплектующих, но и торговые сети. То есть создаем полный алгоритм. Выгоду получают все: торговые сети – потому что у них появляется возможность закупать товар по привлекательным ценам; поставщики комплектующих – потому что получают готовый канал сбыта, уже сформированный, с прогнозируемыми оборотами. А особенно это коснется малого бизнеса –компаний, где работают два-три магазинчика (таких у нас на рынке примерно 90%): поставщики и мебельные фабрики сейчас имеют право диктовать им любые условия, потому что в рамках всей России они обеспечивают только 1% объемов продаж, и им лишиться дилера очень легко.

– Основные направления деятельности МЗС с момента начала его формирования обсуждаются на закрытых встречах МЗС для владельцев и топ-менеджеров мебельных компаний в рамках выставки «Мебель». Как вы оцениваете эту площадку с точки зрения эффективности?

– Дело в том, что в данный момент выставка, которая проходит в «ЭКСПОЦЕНТРЕ», считается центральной мебельной выставкой. У многих мебельщиков есть правило приехать в Москву и посетить эту выставку, даже если они не участвуют в ней со стендом, – посмотреть, пообщаться с коллегами, какие-то мероприятия совместные провести. Это им интересно. Поэтому как площадка именно «по сбору мебельщиков», конечно же, это идеальный вариант.

– Вы являетесь постоянным участником форума директоров «Мебель как бизнес». Что дает вам это участие?

– Для меня, прежде всего, это самореализация. Она на первом месте. У меня есть возможность поделиться своими технологиями, своими наработками, которые долгие годы копились. Все-таки 26 лет в мебельной отрасли, и есть очень высокие показатели продаж в моих магазинах – до 144 тысяч с квадратного метра. То есть в год мы в среднем делали 85 тысяч с квадратного метра, причем удавалось это в кризисные времена. Конечно, есть желание всем показать и рассказать о том, как это происходит, как это работает и так далее.

Второй момент – это бизнес. Мы делимся опытом с коллегами: им нужен результат – они получают от нас технологии. Это своего рода синергия: мы вместе с ними растем, вместе развиваемся, вместе зарабатываем. У нас сейчас много перспективных проектов – и с крупными компаниями, и с малым бизнесом. И конечно, приятно видеть, как ребята с удовольствием используют наши технологии.

И третье. Дело в том, что сама компания «Мебель. Инвестиции. Ритейл» задумывалась как площадка, на которой мы соберем мебельщиков и откроем что-то глобальное, задумаем какой-то серьезный проект. Я не планировал всю жизнь заниматься управленческим консалтингом, мне хотелось создать большую площадку и уже на ее основе организовать миллиардный бизнес – вплоть до того, чтобы даже изменить экономику России и сделать мебельную отрасль сильной. И тут большая благодарность как раз форуму «Мебель как бизнес», потому что это первые ребята, которые стали нас в этом проекте поддерживать.