Угрозы традиционной мебельной розницы: куда идем?
На выставке «Мебель-2019» в рамках Салона мебельных франшиз, организованного журналом «Мебельный бизнес», своим выступлением всех взбудоражил Роман Ершов, СЕО Askona Life Group, который поделился главными угрозами традиционного ритейла. По его словам, Askona Life Group ежегодно инвестирует больше 500 млн рублей в развитие омниканальных сервисов и диджитализацию бизнеса, но, несмотря на это, лидер рынка не чувствует уверенности в том, что сможет конкурировать с крупными омниканальными компаниями. Какие угрозы традиционному мебельному ритейлу несут новые игроки и как им противостоять?
Глобальные риски
- Потребительские тренды (повсеместный шеринг – совместное пользование уже коснулось недвижимости, машин, мобильной связи и многих других сфер).
- Венчурное финансирование (а значит, появление огромного количества крутых стартапов с сильной идеей и маркетингом).
- Дизайн-стартапы, которые предлагают дешевый интерьерный дизайн и забирают себе заказы на мебель (например, Laurel&Wolf).
- E-commerce-проекты, которые открывают свою розницу (в том числе из-за дороговизны клика).
- Dark kitchens: геолокальные кухни с доставкой (типа delivery club, только с привязкой к районам) – доставка обеда за 25 мин, это дешевле, чем покупать продукты самому, не нужно тратить время на приготовление. Соответственно, размеры кухонь в квартирах будут уменьшаться, а их формат меняться.
- Биотех и медицина: технологии в медицине изменят процесс сна (вместо 8 часов сна человеку будет нужно всего 30 минут), что также изменит понятие спальни и ее функциональности.
Локальные риски
- В сегментах эконом и средний минус просто не останется места (Hoff, ИКЕА, JYSK + «Много мебели» и мебельные маркетплейсы). Совокупная доля Hoff и ИКЕА в 2020 году прогнозируется около 50%.
- Девелоперы становятся заметными игроками рынка мебели (услуги ремонта и меблировка все чаще включаются в договор ипотеки, а это – трафик мимо мебельного салона), к тому же агрегаторы продаж недвижимости могут дополнить свои сервисы услугами по меблировке («ДомКлик» от Сбербанка) и также оставить салоны без трафика.
Что со всем этим делать?
Стратегическая задача «Асконы» – создание ценностного бренда, который сможет встроиться в новую цифровую реальность (это когда клиент через пару лет скажет: «Алиса, хочу снять квартиру на Цветом бульваре с умной спальней «Аскона»).
Для этого нужно стать цифровой компанией с системой управлениями реактивными изменениями, потому что настоящая конкуренция будет не на уровне бизнес-моделей, а на уровне систем управления.
Вывод, к которому приходит Роман Ершов: «Ищите свою нишу, оцифровывайтесь или уходите с рынка прямо сейчас!»
Тех, кто готов меняться уже сегодня, к диалогу приглашает маркетинговое агентство для мебельщиков Rekana – для совместного продумывания стратегии и создания плана конкретных действий.