Цифровизация мебельной отрасли – реальность или хайп?

Цифровизация мебельной отрасли – реальность или хайп?

В конце мая партнер выставки «Мебель» агентство Furniture Communication Project провело онлайн форсайт-сессию с экспертами в области производственной автоматизации и цифровизации. Участники обсуждали актуальный вопрос: что такое «цифровое мебельное производство» – маркетинговый термин или набирающий силу тренд? Разработчики софта, поставщики оборудования и производители мебели высказали свое мнение, опираясь на собственный опыт и экспертизу.

Борис Чернышев, глава представительства SCM в России и странах СНГ

Цифровизация мебельной отрасли – реальность или хайп? | Борис Чернышев, глава представительства SCM в России и странах СНГ

– Академия Цифровых Мебельных Технологий – новая образовательная инициатива SCM для мебельных производств – обернулась валом запросов от фабрик. Какие цифровые вызовы должны принять производственные компании уже сейчас, и в чем им могут помочь поставщики оборудования и разработчики ПО?

– Наша компания – один из крупных международных игроков, работающих в этом сегменте, мы отчетливо видим, как трансформируется отрасль. Что такое цифровая мебельная фабрика? В концепции Индустрия 4.0 это интеллектуальное производство с применением новейших цифровых систем с гибкой автоматизацией. Модульное и легко конфигурируемое, оснащенное индустриальными и коллаборативными роботами. В мебельном производстве роботы смогут работать как самостоятельно, так и в связке с человеком. В конечном счете цифровизация позволит кастомизировать производство. Не будет больших складов – компании будут работать на индивидуальный заказ, под каждого заказчика. Каждый проект поступает на производство с конфигурируемыми программами. Все станки смогут друг с другом коммуницировать.

Какова при этом будет роль человека? Человек останется центром координации, хотя есть мнение, что ИИ завладеет всем. Но мы придерживаемся другого мнения. Именно поэтому приняли участие в проекте подготовки квалифицированных кадров. В прошлом году мы вместе с крупнейшим профессиональным колледжем «26 КАДР» открыли программу подготовки специалистов для управления цифровыми производствами. Установили там современное оборудование, оснащенное программным обеспечением, способным быть интегрированным в единую ячейку. На базе этого колледжа уже идет подготовка операторов для цифрового оборудования. Помимо базовых знаний студенты получают там знания по эффективному использованию оборудования.

Мы считаем, что этот проект очень важен. Он может стать также центром повышения квалификации, компании смогут направлять туда своих сотрудников.

Александр Колюхов, глава представительства HOMAG RUSSLAND

Цифровизация мебельной отрасли – реальность или хайп? | Александр Колюхов, глава представительства HOMAG RUSSLAND

– Как мировой лидер мебельного станкостроения понимает цифровизацию индустрии, программы и решения, позволяющие контролировать эффективность функционирования станков, анализировать результаты их работы и оценивать изменения? Свое ПО или интеграция с софтом внешних поставщиков?

– На отечественном мебельном рынке цифровизация находится в начале пути. Я оцениваю ситуацию так, что мы не скоро еще увидим полноценную цифровую мебельную фабрику. Все же это миллионы евро, и сегодня нет компаний, готовых войти в такой большой проект. В Европе мебельные фабрики, которые внедряют цифровые продукты, получают огромные субсидии со стороны государства. Наши производственники пока не получают никакой помощи.

Какие программы уже работают на российском мебельном рынке? От региона к региону ситуация сильно отличается, в первую очередь из-за неподготовленности кадров. Цифровые решения HOMAG начинаются с момента проектирования нового производства, с момента расстановки оборудования, что позволяет увидеть в 3D узкие места, понять, как будут проходить технологические процессы. На мебельной фабрике наши программы позволяют обработать заказы без участия человека, максимально оптимизируют производственную документацию. Кроме этого мы предлагаем различные опции для станков – «ассистент разгрузки», «ассистент раскроя». И если раньше это воспринимали на производствах как игрушку, то сегодня люди понимают, насколько важно безостановочное, безошибочное производство, которое обеспечивают наши цифровые продукты.

Олег Поляков, генеральный директор производственной компании «Алмаз» («Любимый дом»)

Цифровизация мебельной отрасли – реальность или хайп? | Олег Поляков, генеральный директор производственной компании «Алмаз» («Любимый дом»)

Инвестиции в цифровые технологии для достижения экономического эффекта. Особенности проектирования и подготовки производства. Опыт компании «Алмаз».

– Большинство попыток решить вопрос цифровизации нашего производства не доходит до конечной цели по разным причинам. Производители мебели сегодня прекрасно понимают, что цифровизация позволяет сокращать издержки, более эффективно загружать производственные мощности. Но сейчас, по сути, мы подменяем цифровизацию сбором информации со станка. Этот сбор информации с каждого станка необходим не только чтобы сокращать простои, но и для пересчета выработки, для оценки персонала. И вот эту простую, казалось бы, задачу, мы не можем решить который год.

Хочется задать вопрос создателям программного обеспечения: вы реально понимаете те цели и задачи, которые стоят перед производителями? Когда вы рассказываете о больших мощностях и цифровизации, речь все же идет о новых заводах, о проектах, построенных с нуля под определенный продукт. Большинство производств в нашей отрасли работают уже не одно десятилетие и имеют довольно большой и разрозненный парк оборудования, который не позволяет легко и быстро собирать информацию с каждого станочка. Как сделать так, чтобы компания-производитель, имеющая вот такой парк оборудования, могла цифровизировать свое производство? Приглашаю к совместному обсуждению – попробовать реализовать проекты в рамках действующего производства. Мы готовы стать той площадкой, на базе которой можно попробовать решить эту проблему.

Евгений Скурихин, руководитель отдела автоматизации и механизации LIGA

Построение эффективного мебельного производства с использованием средств автоматизации и российского ПО.

– Реальна цифровизация мебельной отрасли, или это недостижимо? Индустрия 4.0 – это прежде всего кастомизация, продуктивность и гибкость.

Сегодня наша мебельная отрасль, к сожалению, не совсем готова к переходу, и тому несколько основных причин. Без решения, например, проблем с логистикой, системами транспортирования переход на цифру невозможен. Необходимо переосмыслить и скорректировать технологические процессы.

Мы предложили начать с простого – с реорганизации межстаночного пространства, помощи операторам работать с оборудованием более эффективно, чтобы не ходить по цеху в поисках нужной детали. На следующем этапе появляется возможность внедрения автоматических систем, роботизированной техники.

Еще одна проблема с внедрением цифровизации – это проблема с профессиональными кадрами, с обучением персонала. Очень важно объяснять людям, что конкретно тому или иному сотруднику даст внедрение цифровых продуктов. Как объяснить конструктору, который работает на предприятии больше десяти лет и все время делал это в AutoCAD, что отныне он будет работать в другой программе? Мы обучаем, объясняем преимущества.

Когда мы выходили на мебельный рынок, то решили скооперироваться с российским софтом, в качестве партнера выбрали компанию «Базис-мебельщик». И с тех пор очень плотно с ней работаем. В этом году мы представим на рынке мощное решение для внедрения цифрового продукта с интеграцией с ERP-системами и станочными программами. Также в этом году открываем собственное экспериментальное мебельное производство в Щелково. Будем рады всех пригласить и показать свои достижения.

Тимофей Родионов, руководитель по продажам в России и СНГ компании 2020 Technologies

– Мы – вертикально ориентированная компания. У нас много крупных проектов практически на всех континентах. Свежий кейс – компания Nubia group: 17 фабрик в Европе, производители кухонь. Всемирно известный бренд, который поставил задачу внедрить системы автоматизации производства, и мы сделали это на базе наших продуктов.

Важная составляющая цифровизации любой фабрики – MES-система, на которую сейчас высокий спрос на рынке. Почему? Предлагаемый нами набор решений – модульный, и заказчики могут выбирать и закрывать те проблемы, которые являются для них наиболее актуальными на данный момент. Усилились требования к производству из-за постоянно меняющихся требований рынка. Цифровизация мебельной промышленности – все еще в зачаточном состоянии. Получено достаточно много положительных отзывов от клиентов, которые уже используют решения 2020 ERP/MES. Поэтому предлагаемое нами решение на базе 2020 Insight, в которой есть и ЕRP-функциональность, и MES-система, станет оптимальным для мебельщиков. Все задачи, которые возникнут у производителей мебели, могут быть решены на базе этого продукта.