Мебельные бренды и маркетплейсы: за и против

Мебельные бренды и маркетплейсы: за и против

На фестивале мебельного ретейла Furniture Retail Fest, организованного партнером выставки агентством FC Project, все три дня работы шел активный диалог между профессионалами мебельной индустрии. В мероприятиях фестиваля приняли участие более 1 500 человек, также велась онлайн-трансляция.

Тема первого дня – «Маркетплейсы и мебельный рынок» вызвала бурную дискуссию. Свое видение вопроса представили Иван Мельников, коммерческий директор OZON, Александр Слуцкий, директор по развитию AliExpress Россия, Мария Бугакова, ведущий менеджер по развитию Wildberries, Иван Бугай, руководитель бизнес-группы «Товары длительного пользования» «СберМегаМаркет», Максим Генке, управляющий директор Hoff, Роман Ершов, CEO Askona Life Group, Антон Макаров, основатель Divan.ru и другие.

Модератор сессии, Наталия Пекшева, основатель проекта Delicatex, сконцентрированного на торговле через маркетплейсы в категориях «Товары для дома» и «Мебель», отметила, что актуальность темы трудно переоценить, и выразила благодарность организатору фестиваля агентству FCP.

Мебельные бренды и маркетплейсы: за и против

– Очень приятно побывать на выставке офлайн, увидеть коллег, которые, несмотря турбулентные времена, набрались сил приехать из разных регионов, вживую обсудить проблемы, которые волнуют всех. Приятно, что на фестивале ретейла мы наблюдали настоящий аншлаг в лице мебельщиков, которые проявили интерес к теме маркетплейсов. Для многих это – терра инкогнита, ведь мебельщики достаточно консервативны, но сегодня сложно не заметить, насколько активно растет этот сегмент сбыта. К примеру, объемы продаж Wildberries в 2020 году выросли на 97% – почти вдвое, до 437,2 млрд руб., и в этом году снова близки перспективы удвоения, а это уже почти в два раза больше всего мебельного рынка. Это новый канал розничной торговли, который растет кратно год от года, в отличие от мебельной отрасли, которая уже больше десятилетия стагнирует.

Со стороны маркетплейсов мы увидели довольно сдержанный интерес к производителям мебели. Пока этот процесс тормозит то, что мебель – это продукт крупногабаритный, со своими стандартами упаковки и требующий дополнительного сервиса. Мебельщики привыкли, что мебель может отгружаться под заказ в течение длительного периода, а маркетплейсы требуют, чтобы это происходило в течение 24 часов и без сбоев. Чтобы обеспечить такие сроки, требуется стабильная складская программа, желательно доступная в разных территориальных округах.

А с другой стороны, крупные мебельные компании, такие как Hoff, «Аскона», Divan.ru, очень осторожно относятся к идее сотрудничества с маркетплейсами, поскольку им это представляется своего рода девальвацией ценностей бренда. Крупные федеральные компании стремятся за счет развития собственной уникальности и качественного сервиса – профессиональных консультаций, дизайн-проектов, сервисов дополнительной реальности, возможностей грамотной фильтрации, качественной визуализации, предоставления образцов и расширенной гарантии, развития trade in – стать специализированными онлайн-площадками и даже конкурировать с маркетплейсами.

В сбыте мебели ожидается коррекция

Мы сейчас, в принципе, наблюдаем своеобразную коррекцию сегментов мебельного сбыта. Приходят застройщики, которые массово запускают проекты продажи квартир с ремонтом, а значит, и со встроенной мебелью. Они вполне могут забрать от 20 до 30% рынка встроенной мебели в сегментах кухонь, гардеробных, шкафов-купе. В свою очередь, стандартные продукты, штучная мебель, не требующая индивидуальных замеров, неизбежно будет уходить в онлайн, потому что, получив новый опыт в других сегментах розницы, покупатель будет ждать такого же уровня скорости и удобства и от мебельщиков.

Мне в последние годы интересно заниматься становлением и развитием процесса онлайн-продаж. Собственно, мой проект Delicatex возник как логичное продолжение интернет-магазина розничной сети, которую я возглавляла, и за прошедший год показал вполне достойные результаты для новой инициативы. Это бизнес, который привлекает своей динамикой, быстрой обратной связью с потребителем и прозрачностью.

Вывод, который мы сделали совместно с нашими спикерами: большие, состоявшиеся бренды, у которых есть силы и возможности, будут прокладывать собственный путь и создавать специализированные продуктовые онлайн-площадки. А для небольших игроков, которые сосредоточены на производственной составляющей больше, чем на построении узнаваемого бренда и омниканальной розницы, лучший путь – это маркетплейсы. Ведь там сконцентрирована огромная лояльная аудитория, имеющая позитивный опыт взаимодействия с маркетплейсами, а большое количество позитивных отзывов создают прямую рекомендацию и воздействуют на выбор потребителя наравне с известными брендами.