Мебельщики подводят итоги первого полугодия

Мебельные производства фиксируют снижение доходности: их прибыль растет не так быстро, как расходы на энергоносители, оборудование, материалы и зарплаты персонала. При этом некоторые регионы, а также отдельные направления мебельных производств все же показывают позитивную динамику. Ждем осени, которая должна добавить оптимизма, и, конечно, встреч на выставке «Мебель-2025», которая по традиции соберет основных игроков рынка и позволит составить общее впечатление о векторе развития отрасли.
Снижение спроса на мебель фиксируется с первого квартала 2025 года, в среднем по отрасли оно составило 30–40%. Мебельный бизнес всегда развивается вслед за строительным, поэтому замедление роста строительства сказалось и на общей ситуации на мебельном рынке. Согласно оценкам экспертов РБК, до 20% покупателей приобретают мебель именно в связи с покупкой жилья.
Важным каналом для реализации продукции для мебельщиков была программа «Квартиры с мебелью». Но после отмены льготной ипотеки объем закупок российскими застройщиками продукции для меблировки квартир упал на 20–25%, такие данные приводит АМДПР. Снижение доли меблированных квартир в структуре продаж на первичном рынке связано в том числе с ростом предпочтений в пользу жилья без отделки. По данным госкомпании «ДОМ.РФ», с июля 2024 года по июнь 2025 в целом по России было продано 21,9 млн кв. м первичного жилья, что меньше на 37% год к году.
Добавило негатива и повышение Центробанком ключевой ставки в конце 2024 года, которое привело к удорожанию потребительских кредитов. По некоторым данным, до четверти покупок мебели россиянами осуществляется за счет кредитных средств, снижение доступности заемных средств негативно влияет на показатели ретейлеров. В исследовании компании «ВсеИнструменты.ру» приводятся данные, что в 2024 г. 66% россиян отказывались от ремонта после покупки квартиры, большинство (70%) мотивировало это нежеланием тратить лишние деньги. При этом покупку мебели планировали лишь 47% новоселов.
Покупатели уходят в онлайн, но могут вернуться
Сохраняет актуальность главный тренд 2023/24 годов – уход покупателей мебели в онлайн, что негативно сказалось на мебельной рознице. По данным аналитической группы РБК, процесс «вымывания» с рынка менее финансово устойчивых игроков начался еще в конце 2023 года, и сейчас продолжается перераспределение продаж и оптимизации розничных сетей на фоне сокращения спроса и перехода части покупателей в онлайн.
Согласно подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом полугодии 2024 года сегмент «мебель и товары для дома» занял второе место по объемам продаж (14,7%) всей российской интернет-торговли (выросшей в целом на 41%). Основные причины, которые заставляют потребителя уходить в онлайн: быстрая, в основном, недорогая доставка, а также широкий ассортимент и возможность удобной процедуры возврата мебели в случае каких-либо проблем. При этом возникло большое количество нареканий в части качества товаров и появления на маркетплейсах продукции без необходимой сертификации.
Но есть и хорошие новости: в Государственной думе состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта федерального закона о платформенной экономике. Закон, который позволит устранить неравные условия между офлайн- и онлайн-торговлей, неконтролируемую продажу контрафакта и отсутствие ответственности маркетплейсов за качество товаров, вступит в силу уже 1 октября 2026 г.
Стратегия – на оптимизацию
С конца 2024 года мебельные компании проводят оптимизацию, кто-то сокращает объемы, кто-то рабочие дни – до 4 в неделю. Чтобы привлечь клиентов, мебельщики стараются максимально стимулировать спрос акциями, скидками и регулярным снижением цен. Это проявляется в замене материалов на более бюджетные.
Директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд» Александр Гринько отмечает, что более 70% российских поставщиков из среднего и премиального сегментов переключились на производство более доступных коллекций.
«Любимый дом» фиксирует падение трафика в рознице, снижение выручки, сокращение объемов выпуска. При этом стабильно работает направление сетевого ретейла, которое занимает значительную долю продаж у компании. «Мы также видим рост в e-commerce – маркетплейсы становятся полноценным каналом продаж. Отдельное направление – контрактная и тендерная мебель: оно небольшое, но показывает позитивную динамику и потенциал для масштабирования», – отмечают представители компании. – «Как и все на рынке, мы идем путем оптимизации, но при этом основной фокус сейчас – на повышении эффективности коммерческой структуры. Мы создаем больше точек роста для партнеров, разрабатываем гибкие системы управления продажами, фокусируемся на прибыльности, а не на объемах любой ценой» (FCProject).
Крупнейший поставщик оборудования для мебельных производств компания LIGA в целом отмечает отрицательную динамику спроса на оборудование. При этом ряд регионов демонстрирует стабильный рост как квартал к кварталу, так и год к году: это Центральный регион, Поволжье, Юг и Дальний Восток. Тем не менее, есть направления, которые активно развиваются: поставки расходных материалов и запасных частей (отмечен значительный прирост – более 50%) и программное обеспечение для роста продаж и оптимизации производственных процессов, разрабатываемое специалистами LIGA (FCProject).
Большинство производителей осознают, что негативный тренд в экономике к концу года может усилиться, поэтому необходимо удерживать комфортные для дилеров цены, а также поддерживать гибкость ассортимента и развивать сильные каналы сбыта. И эти задачи в большей степени поможет решить участие в осенней выставке «Мебель-2025».